С июня 2015 года ЗАО «Воронежстальмост» активно изготавливал необычную для себя продукцию – обтекатели для 4 секции ЗСД, которые отличались малым весом при больших габаритах и большой трудоёмкостью в изготовлении. Всего мы изготовили 136 обтекателей общим весом порядка 450 тонн. И вот в ноябре последние конструкции по этому заказу прошли через цеха. О том, каково было предприятию изготавливать такие специфичные конструкции, рассказывает руководитель рабочей группы по этому заказу ПАШАН Евгений Анатольевич, главный сварщик.

Евгений Анатольевич, расскажите пожалуйста вкратце, что собой представляют обтекатели, и как нам достался этот заказ.

– Обтекатели являются частью конструкций 4 секции ЗСД. Они призваны предохранять мост от ветровых нагрузок. Обычно они располагаются по бокам моста и имеют овальную форму, благодаря которой защищают мост от порывов ветра.

Мы начали делать обтекатели по предложению ЗАО «Курганстальмост». Изначально они должны были заниматься этим заказом. Но из-за того, что они не успевали сделать их в отведённый срок, а также из-за высокой дороговизны перевозки данного типа конструкций из Кургана в Санкт-Петербург, они передали этот заказ нам. Доставка из Воронежа в Петербург обходится намного дешевле, причем она производится не за наш счёт, а за счёт заказчика.

Почему было решено создать специальную рабочую группу по обтекателям?

– Когда мы только готовились к работе над обтекателями, наши специалисты съездили понаблюдать процесс изготовления первых двух конструкций на ЗАО «Курганстальмост». Уже тогда стало ясно, что эта нестандартная продукция для нашего производства потребует особого подхода. Было принято решение выделить под производство обтекателей место в 8 цеху, а также создать рабочую группу конкретно по этим конструкциям, руководителем которой я стал, чтобы оперативно решать возникающие нестандартные вопросы.

На начальном этапе мы собирались и обсуждали все нюансы производства, было много нюансов. Но примерно в течение месяца мы отработали технологию, решили вопросы по покраске, и всё встало на свои места, началось серийное производство.

В чём особенность конструкции обтекателей?

– Они имеют малый вес (порядка 3 тонн) при достаточно больших габаритах (около 10 метров в длину и по 2,5 в ширину и высоту). При этом трудоёмкость их изготовления такая же, как и стандартных для нас блоков. Малый вес обеспечивается использованием металла малой толщины – 8 мм. Поэтому они такие лёгкие. При сварке, кантовке и перевозке такой металл очень сильно подвержен различным деформациям. Поэтому мы предусмотрели ряд технологических моментов, чтобы избежать проблем. Например, это специальные подставки, чтобы защитить продольную кромку. Также мы разработали особую технологию правки тонкого металла.

В дальнейшем завод может где-то ещё применить опыт, полученный при работе над обтекателями?

– Ветровые нагрузки воздействуют на все мосты, но в каждом пролётном строении по-разному решается вопрос защиты от них. Поэтому нельзя точно сказать, что в дальнейшем мы будем делать такие же конструкции. Но, в любом случае, нам будет очень полезен в дальнейшем опыт работы с таким тонким металлом, какой мы использовали для этих обтекателей. До того мы использовали такой тонкий металл только при производстве трансформаторных баков Siemens, но это была совсем другая продукция. Мы отработали автоматическую сварку под флюсом с применением проволоки малого диаметра 2 мм (в основном в производстве используется проволока диаметром 5 мм).

Много вопросов приходилось решать по правке металлоконструкции. Газорезчики, которые участвовали в производстве обтекателей, набрались опыта, который можно использовать в дальнейшем.

Сейчас ни у нас, ни у конкурентов в мостостроительной отрасли нет возможности выбирать «удобные» заказы. Чтобы оставаться на плаву, нужно браться даже за сложную работу и уметь делать её на высоком уровне. Мы тот завод, который способен на это, что мы и подтвердили при изготовлении обтекателей.